Колоректальный рак (КРР) – это общее название злокачественных новообразований толстой кишки. И хотя толстая кишка имеет несколько отделов и длину около 2 метров, ее заболевания объединяются благодаря схожей симптоматике, течению, тактике и подходам к лечению.
КРР является достаточно распространенным и опасным заболеванием. Он занимает 2-3 место в структуре онкологической заболеваемости в мире и одну из ведущих позиций по смертности, поскольку значительная часть пациентов обращается к врачу впервые уже с такими осложнениями болезни, как:
Или же, когда уже налицо метастатическая стадия заболевания.
КРР достаточно сложно диагностировать на ранних стадиях, так как большинство симптомов на этом этапе неспецифичны и их трудно связать именно с этим заболеванием. В начале патология может вообще не иметь выраженной симптоматики. Может беспокоить быстрая утомляемость, проблемы со сном, общая слабость, и уже позже присоединяются нарушения пищеварительной функции и желудочно-кишечные расстройства, которые, впрочем, тоже могут быть проявлениями достаточно большого количества болезней.
По мере прогрессирования КРР может вызвать:
Итак, среди причин поздней диагностики - безразличие самого пациента к незначительным симптомам на ранних этапах болезни, завуалированным под маской банальных функциональных расстройств, и неоправданная «застенчивость» показаться врачу со своей деликатной проблемой.
Злокачественное перерождение слизистой толстой кишки происходит под действием многих факторов, одним из которых являются канцерогены окружающей среды, включая питание. Однако следует помнить, что у некоторых людей слизистая кишечника имеет склонность к опухолевому росту, в основе которого лежат как наследственные генные мутации, так и приобретенные.
Различают два наследственных синдрома, приводящих к раку толстой кишки, однако имеющих разный механизм канцерогенеза:
Факторами склонности к развитию КРР, кроме генетически обусловленного полипозного синдрома (семейный аденоматозный полипоз, синдромы Тюрко, Гарднера, Пейтца-Егерса) также служат:
По исследованиям Национального канцер-реестра (хотя состояние базы данных не воспроизводит полную картину из-за оккупированных территорий) тенденции рака толстой кишки в Украине полностью совпадают с мировыми:
Вот почему важно:
со стороны пациента – быть внимательным к своему состоянию, к симптоматике, которая может сопровождать это заболевание, осведомленность о том, что возможность заболеть КРР возрастает с возрастом и поэтому после 50 лет проводится обязательная колоноскопия; | |
со стороны врача – применение качественной диагностики с использованием блока всех современных методов. |
Скрининг – систематическое использование различных методов исследования для выявления лиц, имеющих повышенный риск определенного заболевания, но не обращавшихся к врачу и которым можно помочь дальнейшим обследованием или проведением непосредственных профилактических мероприятий (научное обоснование термина «Скрининг» Европейским региональным бюро ВОЗ).
Простыми словами скрининг – это регулярные профилактические обследования, позволяющие выявить наиболее распространенное опасные заболевания на ранних стадиях, чтобы вовремя их пролечить и не допустить осложнений.
Скрининг КРР имеет свои специфические особенности, так как включает многоуровневый подход, который должен обеспечиваться соответствующим ресурсом и программами Минздрава. В Украине проблема скрининга КРР до сих пор остается не решенной, хотя скрининг КРР важен и должен был бы выглядеть так:
Отдельно следует рассматривать проблему генетического скрининга для прогнозирования риска наследственного рака.
Предраком толстой кишки принято считать полипы, однако не все полипы перерождаются в рак. По своей гистологической структуре полипы могут быть:
*С развитием методов клеточной биологии и генетики стало ясно, что раковые клетки при делении стабильно передают свой неопластический фенотип дочерним клеткам. И это наследование неопластического фенотипа обусловлено генами трех основных групп: онкогены, гены-супрессоры клеточного роста, гены стабильности. Так, при КРР и больших аденоматозных полипах примерно в 50% случаев выявляется точечная мутация онкогена KRAS, амплификация гена MYC, делеции определенных участков 5, 8, 17 и 18 хромосом. В 75% аденокарцином выявляется делеция 17p (ген ТР53); более чем у 30% аденокарцином обнаруживают мутацию гена-супрессора опухолевого роста-APC. При наследственном неполипозном КРР происходит инактивация генов стабильности, участвующих в процессах репарации ДНК (мутации генов MSH2, MLH1, MSH6, PMS2-при синдроме Линча).
Следовательно, перерождаются в рак только АДЕНОМАТОЗНЫЕ ПОЛИПЫ и то, только имеющие определенные гистологические признаки риска к злокачественному перерождению, которое проявляется долей ворсинчатого компонента и степенью дисплазии в нем. В риске перерождения аденоматозного полипа также имеет значение его размер (1см) и возраст пациента (50 лет).
Второй предраковой патологией являются АДЕНОМЫ. Степень риска их перерождения в КРР также решается гистологическим исследованием. Ворсинчатые аденомы, локализованные в любом участке толстой кишки, считаются предраком, так как степень риска перерождения в рак у них гораздо выше, чем в таких гистологических вариантах, как тубулярно-ворсинчатая и тубулярная аденомы.
По многочисленным исследованиям также к предраковой патологии относят длительное хроническое воспаление толстой кишки – НЕСПЕЦИФИЧНЫЙ ЯЗВЕННЫЙ КОЛИТ.
Трактовка результатов скринингового гистологического исследования должна выполняться врачом-онкологом.
Врач проводит дообследование пациента, определяет стадию рака и оценивает все прогностические факторы:
Для диагностики рецидива после операции проводится определение РЭА (раково-эмбриональный антиген) – это гликопротеид клеточной мембраны, который попадает в кровь и является лучшим маркером распространенности рака толстой кишки и раннего выявления рецидива и метастазов в печень. РЭА еще комбинируют с СА19-9 для определения рецидива заболевания.
Единственный общепризнанный метод лечения, позволяющий вылечить рак толстой кишки – оперативный. Радикальная операция включает удаление опухоли вместе с максимальным количеством региональных лимфоузлов.
После гистологического исследования послеоперационного материала и выявления метастазов в лимфатических узлах (III стадия КРР) проводится адъювантная химиотерапия.
Показанием к назначению адъювантной ХТ является обнаружение в гистопрепарате опухоли:
Назначение адъювантной химиотерапии при гистологически отрицательных лимфатических их узлах (II стадия КРР) остается сегодня дискуссионным вопросом.
При сомнительно операбельных опухолях перед оперативным вмешательством может назначаться неоадъювантная химио-лучевая терапия.
Иначе складываются обстоятельства с местно распространенным и метастатическим КРР. Большинство больных значительно ограничено в выборе метода лечения в связи с нецелесообразностью операции и узкими возможностями паллиативной лучевой терапии. К таким пациентам применяется персонализированный подход в лечении.
Сегодня персонифицированная терапия рака включает применение не только таргетной, но и иммунотерапии. И если для таргетной терапии нужно знать один предиктивный онкомаркер, то для иммунотерапии все обстоит гораздо сложнее.
Существует множество механизмов, позволяющих раковой клетке избежать распознавания иммунной системой. Эти механизмы представляют собой иммунные онкомаркеры (тканевые и циркулирующие), мутационные нагрузки опухоли (TMB-Tumor Mutational Burden), различные геномные, метаболомные и микробиомные нарушения.
Иммунные маркеры должны основываться на анализе иммуногистохимических характеристик (PD-L1, MSI, инфильтрации опухоли лимфоцитами TIL).
Приблизительно 15% случаев КРР имеют дефекты системы восстановления ошибочно спаренных нуклеотидов (MMR-mismatch repair). Утрата функции одного из белков MMR может привести к накоплению ошибок при репликации ДНК в микросателлитах, что вызывает генетическую нестабильность (MSI). ИГХ исследование MSI/MMR на гистологическом препарате опухоли позволяет классифицировать КРР по типам MSI:
Различные типы MSI в опухоли толстой кишки имеют разный прогноз и разный ответ на препараты терапии. У пациентов с MSI-H обнаруживается большое количество опухоле-инфильтрирующих лимфоцитов (TIL) и такие пациенты особенно благоприятны к терапии ингибиторами иммунных контрольных точек*.
*В 2018 году Тасуку Хондзе и Джеймс Элисон получили Нобелевскую премию по медицине и физиологии за открытие иммунных контрольных точек и разработку препаратов для их блокады.
Понять сложность и системность иммунного ответа, спрогнозировать чувствительность или резистентность раковых клеток к терапии ингибиторами иммунных контрольных точек, провести геномный анализ оценки целых экзонов позволяет технология секвенирования нового поколения (NGS-next generation sequencing). Благодаря методам секвенирования 2 поколения можно изучить мутационный пейзаж конкретной опухоли и отличить активирующие мутации от мутаций-пассажиров, возникающих в отдельных геномах рака. Последние являются драйверами в канцерогенезе опухолевой прогрессии, а также формируют приобретенную резистентность раковых клеток к терапии.
На самом деле снижение риска заболеть КРР в основном зависит от нас самих. Нам доступны все средства профилактики:
Первый уровень профилактики
соблюдение культуры питания: ограничение употребления высококалорийной и слишком жирной пищи, достаточное количество в рационе питания клетчатки (фруктов, овощей, зерновых культур); | |
избавление от вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем); | |
избегание сидячего образа жизни и пешие прогулки. |
Второй уровень профилактики
Это регулярные скрининговые обследования, направленные на выявление патологии толстой кишки по возрасту (после 50 лет), и особенно когда пациент входит в группу риска по семейному аденоматозному полипозу или по наследственному неполипозному раку толстой кишки*
*Для клинической идентификации наследственного неполипозного рака толстой кишки были разработаны Амстердамские критерии.
Рекомендовано проведение скрининговых исследований биоптатов среди лиц, составляющих группу риска карциномы заднего прохода (мужчины-бисексуалы и гомосексуальные мужские пары).
Третий уровень профилактики
Предусматривает диагностику и своевременное удаление аденоматозных полипов и аденом, способных перерождаться раком.
Помните, ранняя диагностика рака кишечника – залог успешного лечения!
Статья подготовлена специалистом по разработке продукта, сектором «Патоморфология», онкохирургом, Заслуженным врачом Украины Тележинской К.В.
Научный консультант-онкопроктолог, д.м.н., профессор Сорокин Б.В.